СТУДИЯ «СОЮЗ», «НАШЕ РАДИО»,
журналы «ОГОНЁК» и «РОВЕСНИК»
представляют:
«МИФОЛОГИЯ»
новый альбом… он же альбом № 13 самого веселого на этой планете ансамбля
КРЕМАТОРИЙ
1. Маша 2. Веселый ансамбль 7. День Сурка 3. Ангел 8. Силы небесные 4. Киллер 9. Снегурочка 5. Степной волк 10. Настоящее искусство 6. Гей-попс 11. Герой детских сказок
согласно мифологии,
презентация в клубе «Б2» 30 мая 2002 г.
«МИФОЛОГИЯ» – это…
…обрывки снов и мифов, альбом песен и картинок, историй и остановленных мгновений, контрастов и экспериментов. Казалось бы, это все тот же «КРЕМАТОРИЙ» – сотканный из прозрачных воздушных мелодий, изящной, по-хайямовски горьковатой иронии, пронизанный щемящей скрипкой.
Инструментально-аранжировочные сюжеты по разнообразию, динамичности и выразительности нисколько не уступают текстовым (а уж на последние, мы давно знаем, Армен Григорян один из самых искусных мастеров). Общее настроение перемещается из ритуального зала дальше в пекло, а потом снова вернуться в спокойное миролюбивое русло.
Но любая песня, достигнув кульминации, может обрасти шквальными, артиллерийскими, иногда даже припанкованными барабанами и невероятными гитарными пассажами, примоченными всеми вообразимыми дисторшнами. «КРЕМАТОРИЙ» умудрился сделать еще один семимильный шаг вперед, оставаясь собой и не пытаясь заигрывать с компьютерно-семплерными технологиями. Это, знаете ли, не всем идет.
БЕЗ КРЕМА
— На «Мифологии» песни контрастные – и по образам, и по жанрам. Непонятная смесь от панка до тяжелого рока. Мы старались разнообразить саунд, потому что все песни этого альбома – это такой диалог, иногда с самим собой. Или просто мифические картинки из нашей жизни, и они должны стоять отдельно.
Мы не хотели загружать фонограмму сэмплерными звуками, старались сделать все вживую; если это рояль – то это рояль. Ну, кроме «Гей-попс», конечно: там драм-машинка стучит… Здесь есть и солирующая скрипка, и несколько скрипок, но в основном – интервальные сочетания между скрипкой и гитарой. В этом альбоме мы сочли нужным именно такое звучание. То есть, когда вы пытаетесь съесть борщ, нельзя заедать его жирным-жирным кремовым тортом.
ПЕСНИ АНГЕЛА ОТ УПАКОВЩИЦЫ № 13
— Вначале, когда мы решали, как назвать альбом, я думал, что это будут такие «Песни ангела». Не себя имею в виду :)) И когда у дизайнера пластинки Вити Дербенева возникла мысль сделать к каждой песне картинку, которая каким-то нестандартным методом объясняла бы смысл песни и давала бы еще и третий план, как некий печатный клип, – это желание оказалось обоюдным. Был найден ангел в виде шестилетней девочки Жени с ангельским лицом, которую мы в течение четырех часов мучили на фотосъемке… Мы постарались, чтобы любой, кто берет альбом в руки, мог понять: это – зеркало, в котором он сам отражается. Человек бывает разный. Он может ходить как идиот с беспечной улыбкой, может грустить. 11 песен – это 11 разных ипостасей его жизни. Хотелось создать такое ассорти, которое можно было бы уложить, как хорошие конфеты, в одну коробку, и надпись сделать: «Упаковщица №13».
Тринадцатый альбом. Хотя с номером полная путаница. Каждый думает по-своему, что считать номерным, а что – сборником; уже все запутались. Видимо, номерные альбомы – это в которых песни не повторяются, а если даже и повторяются, то в другом исполнении… Мы посчитали, и оказалось, что он – тринадцатый. Кстати, для «Мифологии» было записано 13 песен, но две решили пока не выпускать – не хотелось уж совсем привязываться к этой цифре. Но тем не менее контракт со студией «СОЮЗ» был подписан 13 марта.
ПРОЦЕСС МИФОЛОГИЗАЦИИ
— «Мифология» очень долго делалась – альбом был задуман в начале прошлого года. Но произошла смена гитариста. Мы объявили конкурс на нового музыканта, и Дима Терентьев был четвертым по счету. Когда мы его послушали – сразу отсеяли всех остальных… Сам по себе он очень талантлив, но, чтобы привыкнуть к группе, требуется некоторое время. Все лето ушло на то, чтобы он вошел в концертный материал, привык, втерся… смена гитариста – очень серьезная проблема, вначале это напоминает протез. Когда Дима начал играть, стало ясно, что новый альбом нужно писать с ним. Мы использовали и его музыкальный багаж, его вкусы, манеру игры, которая уже стала вырисовываться на концертах. Музыкальные воззрения этого молодого человека, конечно, отличались от наших!
Я всегда старался приглашать разных музыкантов на выразительные инструменты, лидирующие – соло-гитару, скрипку и т.д., потому что это – свежая кровь. Это не очень хороший по-человечески ход, потому что рано или поздно с ними приходилось расставаться. Но, как это ни прискорбно, штампы, на которые начинают «садиться» некоторые инструменталисты, убивают музыку… Каждый раз я пытаюсь сделать что-то по-новому. Дима здорово подхватывал идеи, и то, что он показывал, было очень интересно. Его манера игры и поведения в группе в поиске каких-то музыкальных форм подстегивала всех остальных.
Из приглашенных в записи приняла участие наша давняя «сотрудница» – Ольга Дзусова, сделала подпевки. А еще мы по пьяни познакомились в Новосибирске с девушкой по имени Алина Тархова и по пьяни же пригласили ее в Москву. И без всякой пьяни она приехала – настоящая сибирская девушка. Она оказалась учительницей пения и также спела хоральные партии, подпевки. Кроме того, мы пригласили пианиста со звучной фамилией Хайруламагомедов – он участвует в двух песнях, «Маше» и «Дне Сурка». Парень оказался очень талантливым… А вот всё остальное – это уже мы. Приглашенных на самом деле минимум, потому что музыкальный материал этого альбома не хотелось слишком расширять. Он уже сам по себе был достаточно «крематорским», мы постарались только подчеркнуть контрасты, чтобы картинка менялась очень быстро и не получилось бы нечто единое. Единое должно получиться уже потом, в самом конце. А это – какие-то… обрывки снов.
МАНИФЕСТ АНАРХИСТСКОГО ОБЩЕСТВА
— Один из наших фанов очень хорошо сказал об этом альбоме: он – саундтрек ко всей нашей «крематорской» жизни. И не только. Вокруг нас много людей всяких разных: ВОДКА, к примеру (Всемирное Общество Друзей Кремации и Армрестлинга)… Они общаются на нашем сайте (www.crematorium.ru) – по-моему, лучший способ общения, потому что раньше, когда были фан-клубы, все время происходили не очень приятные вещи… находились беглые кассиры… А виртуальная форма – самая хорошая, не надо никаких взносов. Если почитаете внимательно наш манифест, то заметите в уставе фразу: «Никто не несет никакой ответственности, не платит никаких взносов и не отвечает перед законами стран-членов ООН». То есть, абсолютно свободное общество, анархистское, виртуальное. Никаких призывов, рецептов оно не выдает, просто – обмен мировоззрениями. В какой-то степени альбом «Мифология» – манифест этого общества, только не написанный, а спетый, сыгранный и нарисованный.
«Маша»
— Когда мы ставили эту картинку, задача была – любым образом показать, что такое дилемма. Каждый раз человек попадет в какие-то ситуации, когда надо выбирать. И в данном случае, «Маша» являлась дорожным знаком, который сразу показывает несколько сторон. Квинтэссенцией можно считать фразу «Не целуй без любви» – потому как при выборе стоит ориентироваться не на меркантильные интересы и сегодняшний день, а все-таки доверять своему сердцу, ведь сердце – это источник любви. И, может быть, душа.
«Веселый ансамбль»
— Если вы где-нибудь в кроссворде увидите вопрос «Самый веселый на этой планете ансамбль», – тут же пишите: «КРЕМАТОРИЙ». В этой песне нет никакой любви, конечно, но есть надежда. Практически тупиковая ситуация, но все равно надежда есть.
«Ангел»
— Толчком к этой песне послужила банальная по сути история, рассказанная моим приятелем, который после недели серьезного загула вернулся к жене. И стал ей рассказывать истории: «Главное – не верь никому! Посмотри мне в глаза. На самом деле я – просто ангел…» Каждый настоящий мужчина узнает в этом «ангеле» себя.
«Киллер»
— Про человека, который общался с тремя девочками. Одну звали Вера, вторую – Надя, третью – Люба. Он был настолько дурным человеком, что просто их всех убил. Теперь он живет без Веры, без Нади и без Любы.
«Степной волк»
— Посвящение всем женщинам, которых мы на самом деле любили. И было их, как выясняется, немного… То есть, с кем-то мы спали, а любили немногих женщин. Картинка примерно как в «Палате №6», потому что настоящая любовь – это заболевание, шизофрения, когда все практические вещи теряют смысл. Естественно, с небольшим замахом, творческим приветом Герману Гессе и его роману. Если вы помните, там через роман проскальзывает шикарная фраза: «Только для сумасшедших». Песня предназначена только для по-настоящему влюбленных людей.
«Гей-попс»
— Совершенно бытовая песенка. Она куртуазная, в ней много намеков. Не хотели опускаться до уровня попсы и никого не хотели обидеть. Но, понимаете, пидоры бывают физиологические и духовные. Один, духовный… написал первую рок-энциклопедию. Там такое количество ошибок! Группа «КРЕМАТОРИЙ» в разделе «московский рок» вообще не упоминается. Ну, мы возмутились… Был у нас один приятель, работал в автосервисе, как-то он мне звонит и говорит: «Я ушел оттуда. Ушел, и еще всех пидарасами назвал». Такое, голое возмущение. Вот таково наше отношение к поп-культуре и к некоторым критикам недобросовестным. Для меня эталоном журналистики и честного добросовестного отношения к своему труду является Гиляровский, который всегда для того, чтобы что-то написать, должен был быть свидетелем этих событий. Некоторые журналисты просто не выходят из буфета. Скажем, на концерте DEEP PURPLE я распрощался с… я не буду сейчас называть… пошел слушать. Возвращаюсь – они там все сидят в буфете в жопу пьяные. Спрашиваю: «Ну, как?» – «Нормально!» – «Вы так потом будете писать?» – «Да, я отсюда все слышал». Или когда смотришь телевизор и тебя просто тошнит… Поэтому «Голубые огоньки» и «Гей-славяне»… ой! Ха-ха. Гей-девчонки, гей-мальчишки…
«День Сурка»
— Есть в жизни некая обыденность. Люди живут, им кажется, что что-то происходит, а на самом деле – как в том фильме. Многие мои друзья, уже повзрослев, отношение к жизни сохранили таким же инфантильным. Я думаю, что возраст все-таки существует; ты можешь чувствовать себя молодым очень долго, но нельзя навсегда оставаться в люльке… А вот старые мои друзья-хиппаны – до сих пор еще хиппаны. Слэнг тот же самый, разговоры… Тем заметнее, чем дальше от Москвы. Приезжаешь в Нью-Йорк и видишь: плешивый-плешивый хаер, эти разговоры, «флэт» – очень смешно все это выглядит, как будто Диснейленд, мультфильм какой-то. Не реальная жизнь, а что-то такое нарисованное.
«Силы небесные»
— Песня посвящается басисту «КРЕМАТОРИЯ» Сергею Третьякову. Бывает, что человек все время попадает в какие-то истории и постоянно пытается обвинить кого-то или обстоятельства. Ко всем его переживаниям добавилась еще одна фраза: «А может быть, силы небесные возмущаются!» Я считаю, никогда не надо искать виноватых среди других людей, надо прежде всего искать в себе. И принципом жизни должно быть – «живи сам и не мешай жить другим». Если весь текст собрать воедино, то смысл именно в этом.
«Снегурочка»
— Картинка зимней Москвы. Едешь на машине, падает снег, горят фонари… В основном, вы видите не людей, не их глаза и лица, а силуэты. Вот эти силуэты, которые мелькают вдоль дороги, оставляют такое же впечатление, как этот падающий снег и мелькающие столбы. Это что-то мимолетное. И хочется оттуда убежать, чтобы ездить в кабриолете по теплым странам. Но увы, если было в жизни что-то теплое, оно всегда проходит. У человека, наверное, рождение – его самый сильный энергетический момент, а все остальное – путь к смерти. Мне кажется, что любовь, увлечения и все, что связано с тягой к чему-то, имеет самое сильное значение, когда рождается. А потом все превращается в унылую зиму. Там, где сейчас лед, когда-то было озеро и катались лодочки, но все это ушло. Ностальгия… хотя я старался, чтобы этого слова в песне не было.
«Настоящее искусство»
— Это про нашего скрипача Славу Бухарова, который второй по очереди любитель попасть в разные истории. Все, что в песне рассказано, – реальная картинка. И про даму с собачкой, у которой был роман. И то, что Слава попал в не очень хорошую ситуацию и лишился бы жизни, если бы ему в течение нескольких часов не сделали операцию… Он был буквально на грани. Я думаю, что его спасла его любовь, его легкое такое отношение к реальным событиям помогло ему выжить. Вот если б я попал под нож, если бы меня привезли такого же окровавленного, я бы умер на столе от страха; я слишком серьезно отношусь к вещам, к которым так относиться не стоит. А с другой стороны, фраза очень правильная, что настоящее искусство требует жертв.
«Герой детских сказок»
— В какой-то степени тоже про нас. Вся наша гастрольная жизнь, все, что мы исколесили, – это такие «мифы и легенды древней Греции». Когда-нибудь мы напишем об этом подробно. Это какие-то сказки, рассказы, вехи нашей жизни. Мы пытались затронуть какие-то высокие чувства, но сам жанр, в котором мы работаем, и наше «рок-н-ролльное» отношение к жизни не позволяло сделать это серьезно. Поэтому везде была ирония и мы не старались оказаться на одном уровне с людьми, которым все нужно объяснять буквально.
ФАКТОЛОГИЯ
Чужая музыка
— Если раньше мы считали, что все жанры, кроме того, в котором работаем мы, – это говно полное и слушать это не надо, то сейчас юношеский максимализм прошел. Мы относимся к каждому жанру с позиции этого жанра, и картинка встала на свое место. Существуют «фонограмщики», певцы под микрофон, но можно относиться с уважением к Кобзону, который всегда поет живьем, или к Розенбауму – он честно делает работу, хоть и не совсем понятна стилистика. Люди работают, собирают большие залы. Ну, и среди новых групп есть масса интересного. Чем больше будет разнообразия, тем и нам лучше. Я, конечно, слушаю все это по радио… А во время записи альбома вообще ничего не слушаю.
Музыка и дети
— В свое время я даже выбросил из машины магнитолу. Дома всегда много гостей – музыка, на работе – музыка… Сначала думал: пусть хоть в машине не будет. А потом исключил полностью всю эту музыку из дома. Кроме песен, которые нравятся моей младшей дочери. Это «Бременские музыканты», песенки Винни-Пуха, мультфильмы. У нас есть «легкие композиторы» – Дебюсси, Чайковский, Моцарт, для детей адаптированный – да-да, музыка, которая способствует хорошему хождению детей на горшок.
Когда я прихожу домой и мы играем в «бременских музыкантов», мне почему-то все время достается роль ослика. И я вожу трубадура в лице моей дочери Аннушки в разные места. К Волшебнику Изумрудного города или в Простоквашино. Приятно, когда можешь отдохнуть от серьезного отношения к самому себе и к своей работе. Человеку это нужно обязательно, а с детьми это очень быстро получается. Отличная психологическая разрядка. Дети же ничего не говорят, но ты знаешь, что они тебя любят просто за то, что ты есть. Такая любовь естественная, биологическая, она мне очень нравится. Не надо напрягать язык.
Народная музыка
— Я сейчас углубился в народную музыку, например изучаю средневековую армянскую. Когда Византия исчезла, появилось очень много «отуреченного», персидского, но вначале это была очень европейская музыка, сравнимая, скажем, с немецкой. Не знаю, почему никто до сих пор не написал диссертации по этому поводу! Это прослеживается не только в музыке, но и в архитектуре; но наличие агрессивных соседей породило тенденцию не отличаться или копировать… Такую же картину я обнаружил в Бурятии. Изначально это была совсем другая музыка. Возможно, существует связь даже между раннеазиатской музыкой и индейской… Будучи в Перу, я обнаружил, что есть связь, манера игры на этих дудочках вполне сопоставима. Есть и внешние сходства. Мне сейчас интересно во все это углубляться, проводить «археологические раскопки»…
Музыка и шляпы
— Шляп было много, но у меня такая неуемная потребность что-нибудь кому-нибудь подарить! Шляпы я раздарил почти все. Осталось, может быть, штук десять. Одна самая главная есть, которая подарена мне североамериканским индейцем. Когда мы были в Сан-Франциско, в нашей гостинице индеец продавал всякие побрякушки. Мы там ко всем прониклись – к местным неграм, которые продавали наркотики, мы с ними распили бутылочку вискаря. Потом они нас охраняли, бегали за нами. А этому парню я подарил компакт-диск, и на следующий день он подарил мне шляпу. Он открыл компакт-диск, увидел, что я в шляпе, и решил мне ее подарить. Шляпа очень хорошая, такая кожаная, ручной работы, с какими-то узорами из кожи питона. Еще он мне сообщил, что теперь я вхожу в почетные члены его племени.
Со шляпами происходили разные истории. Мы и сжигали шляпы, и кромсали, и топили, и ели, и я ее, как бумеранг, пытался куда-нибудь отбросить… Иногда даже пытался играть концерты без шляпы, но всегда находился какой-нибудь фанат, который выбегал на сцену, давал шляпу и говорил: «Играй в шляпе, не вы…ся!» Это уже не имидж, это просто какой-то магический предмет, который было приятно получить от индейца.
Не музыка
— Хобби у нас одно: так как нам страшно надоело пьянство (мы от этого страшно устали на гастролях), бесконечно надоели бесконечные сауны и бани, и устроители, и все, что там происходит, то мы сейчас активно увлеклись спортом. Не большим, конечно. Небольшим спортом. Тем, что можно делать в каких-то помещениях. Мы играем в боулинг, у нас есть местный чемпион (5 страйков подряд) – это Сергей Третьяков, наш басист. Иногда мы играем в пейнтбол: нет большего счастья, чем застрелить собственного друга. Это очень приятно. Успокаивает нервы – увидеть, что из него вытекает синяя кровь… Время от времени нужно смотреть фильмы ужасов, это помогает психологически!
Мы катаемся по стране. Раньше наши гастроли выглядели так: вокзал, гостиница, саундчек, концерт, баня, и – не всегда в сознании – погрузка в поезд: день Сурка такой… Теперь наконец-то мы стали смотреть по сторонам! Поэтому у меня сейчас появилась масса новых идей, некоторые наброски на новые песни – то есть то, что называется вдохновением. Оно появляется, и, как это ни странно, его иногда не нужно искать в вине. Истина бывает и в созерцании. Это очень хорошая находка.
