71. «Krematorium» CD collection" На фирме «Solid records», где появился самый первый по времени издания СD «Зомби», начинает выходить «Krematorium» CD collection" – все альбомы, записанные за две пятилетки. Фирма же сия состояла только из одного человека (впрочем, весьма колоритного) по имени Андрей Гаврилов. Его голос знала вся страна! Андрей – один из самых популярных переводчиков пиратского видео в те годы. Коллекция начинается с диска, в который вошли два альбома – «Винные мемуары» и «Крематорий-2» в оригинальной записи начала 80-х. Обложка компакта была задумана художником, как имитация этикетки портвейна. Но Армен счёл, что это слишком дешёвый напиток и предпочёл рижский бальзам. На задней стороне даны подлинные винные этикетки, которые были отобраны Григоряном по принципу ближайшего знакомства с ними в «легендарные времена». Предполагалось, что диск будет чисто коллекционным. В противном случае, это могло печально отразиться на репутации наших героев. И те сочли необходимым сделать на нём легкомысленную надпись: «РОСГЛАВКРЕМПРОМ предупреждает: воспроизведение данной записи на радио и ТВ строго запрещено. Лицам, не достигшим половой зрелости, нервнобольным и трезвенникам слушать не рекомендуется». Следующим творением в стиле «ретро» стал «Иллюзорный мир». На переднем плане – сумасшедшая рыжеволосая Анна томно разглядывает Медузу-Горгону. Но несмотря на то, что дамочка уставилась Горгоне прямо в глаза, по всему видно, что страшная участь её миновала. Волосы развеваются на ветру, да и обнажённое тело на камень вовсе не похоже. За «Иллюзорным миром» последовала «Кома», украшенная пятками тогдашнего администратора группы. Фотосессия проводилась в Боткинской больнице: тело админа уложили на больничную каталку и накрыли простынёй, а пятки снабдили табличкой с названием альбома. Чересчур серьёзное и трагическое содержание решили расцветить истинно крематорским приколом: несмотря на диагноз, мужская функция больного выглядит вполне исправно. По секрету скажу, что в качестве обозначенного простынёй достоинства использованы кисточка и колпачок от дезодоранта. Кстати, позже аналогичное оформление было обнаружено на американской компьютерной игре «Between life and death» (правда, без истинно крематорских приколов). И последним в коллекции появился диск «Клубника со льдом». Его оформление было лишь облагорожено серебряной краской. После этой серии на фирме «Мороз-рекордс» выходит помпезное полное собрание сочинений группы «Крематорий» с номерными альбомами, сборниками и концертниками на 15-и CD с двенадцатистраничными буклетами к каждому и бонус-треками ранее не изданных произведений. |
 |
72. Ирина Купряшкина (1995) Эта дама стала самым кратковременным директором группы. Домохозяйку Купряшкину в Кт пристроил художник Василий Гаврилов. Неудобно было отказывать другу в его просьбе. За день своего директорства Ира прославилась тем, что сопроводила группу на гастроли в Одессу, и быстро поняв, что такое рок-н-ролл, сбежала без оглядки в Москву чуть ли не товарным поездом, в ужасе и слезах! |
 |
73. «Текиловые сны» (1995) Второй частью задуманной год назад трилогии, стал альбом «Текиловые сны», записанный в 1995 г. всего за тридцать дней. Хиты здесь, как и в «Танго на облаке», не планировались. То, что новый альбом – это результат впечатлений от путешествия Армена в Латинскую Америку, ясно из названия. То, что это одна из сильнейших работ группы за последние годы, станет ясно, если сосчитать количество незапланированных хитов. «Текилу» так же, как и «Танго», писали в МДМ. На этот раз фатально: музыканты выпили в районе метро Фрунзенская всю текилу. Сначала иноземный напиток закончился в ближайшем киоске, затем – в супермаркете через дорогу, и, наконец, он пропал везде. Кто б знал, что водка из кактуса таит в себе столь мощную творческую энергию! Незадолго до выхода «Текилы» появился максисингл «Бесы в моих снах» с пятью вещами. По просьбе Гаврилова, его любезно согласился оформить художник Питер Брейгель (ст.), и на лицевой стороне обложки изображена одна из его гравюр. Оборотная же сторона по логике и задумке дизайнера должна была быть увенчана пентаграммой. Но этому воспрепятствовала знаток оккультных наук г-жа Пушкина, напугав Григоряна последствиями такого шага. Благодаря ей, пентаграмма превратилась в знак качества, и встрепенувшийся было сатана лёг спать до лучших времён. Одна из пяти композиций, «Эпитафия», так и не вошла на CD и стала чисто коллекционной записью. В оформлении нового альбома сымитирован ацтекский религиозный камень-календарь. Правда, он имеет весьма отдалённое сходство с оригиналом. В центре камня – спящий, как ему и положено, бог (Морфей или Бахус – неизвестно). Вокруг него квадратными лучиками расположены символы музыкантов. Внешний круг представляет собой двух змееподобных ацтеков, претендующих на единственную рюмку с текилой. Особенно религиозной кажется сцена совокупления собачек, повторенная в орнаменте камня шесть раз. Между тем, песня «Гаф-Гаф», которую они призваны проиллюстрировать, на диске всего одна. Во вкладыше дана серия фотографий – хроника крематорской пьянки на репетиции. «Текиловые сны» оказались очень продуктивными во всех отношениях. Благодаря им, на время вернулся Кондратий. Его недремлющий компьютерный гений создал клип на песню «Белые столбы». Очень смешной, между прочим. Хотя мелькающие на экране лица выражают такое отчаяние, будто их обладатели уже третью неделю не просыхают по случаю всеобщих поминок… Говорят, примерно так и было на самом деле. После презентации «Текилы» в Горбушке вышел, наконец-то, нормальный концертник. Особого внимания здесь заслуживает живой вариант того же «Кондратия». Армен Сергеевич, как обычно, восклицает «Ах, куда…», остальное поёт зал под аккомпанемент группы! |
 |
74. В доме на улице Смольной (1995) После скандальной истории с приключениями Третьякова в застенках следственного изолятора на Ордынке, пришлось спешно искать новую репетиционную базу! Временно аппаратуру перевезли в дом Григоряна на улице Смольной! Но, как известно, нет в России ничего более постоянного, чем временное! Произведя общими усилиями косметический ремонт, в одной из комнат Сергей Овсянников разместил аппаратуру с пультом и акустической системой, а ванную комнату предложил использовать в качестве тон-студии! Пробные записи понравились настолько, что три последующих альбома («Микронезия», «Гигантомания» и «Ботаника») группа записала в квартире Армена, а сам он спел все песни в собственном санузле! |
 |
75. Дилогия «Микронезия» и «Гигантомания» (1996) В следующем, 1996 г., на фирме «Apex» появляются два неномерных альбома – «Микронезия» и «Гигантомания». Они собраны, в основном, из миниатюр и старых композиций, по каким-то причинам не вошедших в другие альбомы. Сюда включены также ремейки нескольких уже известных вещей («Ура!» и «Яд»). Легенда гласит, что причиной появления дисков стал несчастный случай. Скрипач Вячеслав Бухаров после многодневных отмечалок Нового года в квартире на Смольной, при очередном возвращении из магазина поскользнулся, упал и сломал руку. Кроме того, он разбил банки с закуской, которую нёс в этой руке. Но воистину – профессионализм великая штука! Пузырь, имевшийся в другой руке артиста, уцелел вместе с содержимым. Однорукого скрипача пересадили за клавиши, и вскоре свет увидел самые нескрипичные работы «Крематория» – двойню «Микронезия» и «Гигантомания»! Кстати, это первый опыт, где в шкуре солиста побывали все музыканты группы. Самой симпатичной стала, пожалуй, «Песня старого хипа» в исполнении Андрея Сараева. Народу полюбился и опус «Штраус Иоганн», спетый Вячеславом Бухаровым! Третьяковская «Палома-попс» в исполнении Сергея (единственная вещь в крематорском арсенале на стихи подружки Маргариты Пушкиной) тоже оказалась очень милой. В какофонии «Конь» на стихи Пабло Неруды прочитал Андрей Мурашов, да так лихо, что кличка «Конь» прилипла к нему надолго! А наиболее интересным и неожиданным открытием «Гигантомании» стал далеко уже не новый «Мата-хари блюз» из раннего и неизданного мюзикла Григоряна «Душа проститутки» – в великолепном исполнении Ольги Дзусовой. Альбомы были задуманы дилогией, и оформление им Василий Гаврилов создал соответствующее. В одном случае члены группы изображены в качестве колоссов на пьедестале, в другом – букашек под лупой на деке гитары. К сожалению, программа так и не была отработана на концертах. С материалом «Гигантомании» и «Микронезии» прошло буквально два выступления, и ребята целиком погрузились в будущий альбом. Правда, режиссёр Вадим Арапов успел снять клип на песню «Пиноккио», вполне достойный «Оскара» в номинации «самый крутой отрыв от действительности». |
 |
76. Альбом «Ботаника» (1997) «Ботаника» – третий том великого романа (первые два – «Танго на облаке» и «Текиловые сны»)! Записан он в 1997-м году. Это последняя стадия путешествия, во время которой сознание дремлет, но снов не видит; когда человек подчиняется природной энергии, тем же законам, что трава, цветы, деревья… Сентиментальная романтика с соответствующим оформлением. По текстам альбом получился слегка наркотическим, зато музыка ненавязчиво уводит слушателя лет на десять назад. Правда, среди лёгких, почти камерных песен, можно встретить и довольно тяжёлую, с налётом от «Stranglers», композицию «Мой генерал». Украшение «Ботаники» – мистические «Смерти больше нет», «Пора смываться» и «Без крыльев, как дым»! Пронзительней прочих выглядит песня «Дом Голубые Глаза», а самая приземлённая – вальс «В доме на улице Смольной», собственно, – о событиях в нём и повествующий! Альбом действительно наркоманский! Его можно слушать многократно и с наслаждением! Оформляя диск, автор песен и художник решили полностью отказаться от ассоциаций с наркотиками. Картинка преподносит альбом в ином плане – эротическом, мастерски уводя в направлении, ровно противоположном заданному. Василий использовал боди-арт, самолично разрисовав тело модели Жени Орешниковой. Интересно, что даже фамилия натурщицы вполне ботаническая. Расписывать её Гаврилову помогала одна из лучших визажистов Москвы Татьяна Бердникова, а снимал Максим Полубояринов. Интересно и то, что это первый в России CD с обложкой, оформленной в стиле боди-арт. После записи альбома в группе появилась питерская тур-менеджер Людмила Рогачёва, которая предложила маршрут по 50-и городам. Весной на пробу съездили в семнадцать. Для борьбы с пьянством взяли с собой психолога-нарколога, но фокус не удался: факир на третьем концерте спился сам, и был отправлен домой в Москву. Однако, благодаря жёсткому концертному графику, всё обошлось. И после небольшого отдыха начались двухмесячные «ботанические» гастроли от западной Украины до Дальнего Востока. 31 мая 1997 в «Горбушке» состоялась главная презентация «Ботаники». |
 |
77. Людмила Рогачева (1997) Тур-менеджер Людмила Рогачёва вылупилась из театра ДДТ. Работала с музыкантами самоотверженно, на отлично организовав длительный гастрольный тур по случаю выхода альбома «Ботаника», и оставила о себе самые приятные воспоминания! Ныне Люда живёт в Питере. |
 |
78. Дмитрий Верховский (1998) Ещё один краткосрочный крематорский директор Дмитрий Верховский проявить себя толком так и не успел. По договору с «Крематорием» отвечал за все мероприятия, связанные с пятнадцатилетием группы и выходом соответствующей случаю продукции. |
 |
79. Питие – понятие сугубо творческое Несмотря на концептуальный и уже культовый альбом «Ботаника», эксперименты по расширению сознания случались не так уж часто. К лучезарному образу наших героев куда легче приклеить ярлык «беспробудное пьянство». Правда, надо отметить, что употребляемые сегодня количества не идут ни в какое сравнение с тем, что было выпито тогда… «Репетиции у Армена на квартире постоянно заканчивались пьянкой… Состояние было очень творческое!» (А.Кондратьев) Надо сказать, что вечер в хорошей компании никогда не был чем-то сверхоригинальным. Однако, со временем меняются марки любимых напитков, а с возрастом – и сам принцип пития перекочевал в стадию гурманства. Но этот процесс имеет лишь косвенное отношения к музыке. Точнее, к процессу её создания. И уж тем более глупо пытаться расшифровать непонятные образы при помощи алкоголя или наркотиков… Предпосылки и идеи могут возникнуть мгновенно и где угодно, но конкретика появляется гораздо позже. Во время ботанического тура «Крематорий» объехал более 60 городов России и ближнего зарубежья. Это оказалось особенно сложно, так как в каждом городе их ждали искренние фанаты с заранее закупленным бухлом. Когда на одном из этапов тура кривая занесла ребят в Трусковец, то все решили подлечить пошатнувшееся здоровье. Всенародная лечебница манила своими возможностями и «Крематорий» не устоял, согласившись отыграть концерт и там. Пару дней всем составом пили напитки с нежными названиями «Маруся» и «Нафтуся» вместо привычной «Смирновской». Кто-то таким образом прочищал печень, кто-то почки… Результат оказался просто невероятным. Почки распустились, печень расцвела, а Третьяков (уникальный случай!) собрался было бросить пить вообще. Глядя на это, его коллеги сделали вывод, что лечебная водичка действует не только на печень и почки, но и на голову. Ну, а теперь – о самом концерте от очевидца событий! |
 |
80. Телега «Маленькие девочки»
«Измученный долгими гастролями коллектив прильнул к источникам, но облегчение не пришло, напротив, всех залихорадило ещё больше! В местном ДК нашёлся один доисторический усилитель и два громкоговорителя в виде рупора, которые во Вторую мировую вещали то от имени Третьего рейха, то от имени Советского информбюро. „Ну вообще-то к нам артисты со своими магнитофонами приезжают“, — не без укора сообщил нам местный завхоз и вытащил из сейфа полуржавый микрофон с облезлыми проводами. Но как не странно, на эти артефакты ещё действовал срок годности! „В похмельном состоянии духа и плоти мы вылезли на сцену. А в джазе были только девушки: на скамеечках летней эстрады в предвкушении культурного мероприятия сидели почти все обитатели санатория — празднично одетые бабульки-одуванчики в нарядных белых платочках и шляпках. Начали мы с „Моей соседки“, по окончанию, как не странно, раздались звонкие аплодисменты! Я почему-то спросил: „Ну как вам?“. Старушки одобрительно закивали головами! Мы продолжили, спели „Реанимационную машину“, „Крематорий“, „Аутсайдер“, хором провопили „Когда повалит дым из трубы!“, „Жаль, что она умерла“, „Мы живём для того, чтобы завтра сдохнуть“, а благодарная аудитория всё хлопала и хлопала, притопывая в такт низенькими каблучками! Закончили „Маленькой девочкой“, в которой я слегка изменил и сократил последнюю строчку и спел „И мхом обрастут плиты гробницы, о, маленькие девочки…“. И тут маленькие благодарные бабульки, видимо получившие от наших песен заряд небывалого оптимизма и уверенности в завтрашнем дне, устроили нам продолжительные, словно, в последний раз овации. И душа моя вспыхнула огнём, юношеский максимализм улетучился раз и навсегда и стало мне невыносимо больно! С того дня каждый концерт, уже по традиции, мы заканчиваем этой песней, — в память о тех незлобивых и милых старушках, проявивших на исходе жизни доброту и снисхождение к молодым и беспечным раздолбаям!“. (А.С. Григорян) |
|
81. Что такое „Крематорий“ Это мрачное здание состоит из кирпичиков, вложенных в него героями произведений и их исполнителями. При любых сменах состава с Арменом Григоряном оставалось главное – его песни! Ротация музыкантов шла только на пользу и способствовала разнообразию саунда. За достаточно долгий срок существования многочисленные участники группы жили почти бесконфликтно! Подонки и воришки, конечно, попадались, но все они были уже в прошлом. Механизм их распознавания был выработан на собственном опыте и сбоев более не давал. «Можно сказать, что мы коллеги, но я считаю, что мы – нечто большее. Когда люди только работают вместе, они – коллеги. Поиграл, и тебе хочется уйти к своим друзьям. А нам очень приятно сидеть вместе за одним столом и, предположим, пить пиво…". (А.Сараев) „Крематорий“ – это, скорей всего, микромир, который развивается по своим законам. Понимание к новичкам приходит не сразу – нужно время для того, чтобы эти законы стали частью жизни. Так что, отдельных слов заслуживают пограничники этой страны – их дело поставлено наилучшим образом. Когда появляется посторонний человек, он нарушает гармонию. Иногда ребятам кажется, что им вообще больше никто не нужен, что они самодостаточны настолько, что не нуждаются в тусовках с коллегами по цеху и воспринимают это пустой потерей времени… К чему в итоге привела такая самоизоляция? Да к полной независимости и отсутствию обязательств перед всеми, кроме её величества публики! Как корабль назовёшь, так он и поплывёт. На борту нашего стрёмного корабля написано „Крематорий“, и в отличие от Летучего голландца, экипаж этого судна укомплектован пока ещё живыми матросами. „И название, и песни на грани минора с мажором – в этом и есть мистика творчества. Она присутствует и в студии, но гораздо более ощутима на концертах! Эта живая игра с настроением и эмоциями зрителей и есть квинтэссенция музыки, любви и гармонии, на которых стоит весь этот мир!“. (А. Григорян) „В какой-то момент я был уверен, что это посыл снизу. Но поражает совокупность светлого и тёмного – этот коктейль и причина всему… Может быть, мы – народец, которому ещё нет определения?“ (А. Сараев) |
 |
82. Манифест „Крематория“ (совместно с Генри Миллером) Полный текст – в разделе „ВОДКА“, здесь же приведём отрывки: - Я хочу прожить героическую жизнь и сделать мир лучше, хотя я не знаю как.
- Я пою, пишу стихи и картины, играю на лютне лишь для того, чтобы все услышали то, что звучит в моём сердце.
- Я питаюсь энергией толпы, но моё естественное состояние – одиночество. Данная форма самобичевания – лучшее средство от впадания в маразм.
- Обладая с рождения правом на собственную смерть, я ощущаю ответственность только перед Господом Богом и сатаной, если они существуют.
5. Я всегда готов обменять весь этот интеллектуальный бред на вино, женщин и Rock’n’roll. |
 |
Часть 9 Оглавление Часть 11 |