Aerojam

 
 

Летопись (часть 8)

55. Куликов и Куницин (1991)

Несмотря на то, что все аранжировки для «Зомби» были сделаны Куликовым, Дима не стал записывать новый материал. Отметив двадцатипятилетие, он тоже обзавелся женой и пришел к выводу, что размеренная крематорская жизнь его не устраивает. Тем более, что параллельно начиналась работа со Степанцовым, а его песни были намного веселее и проще, чем малопонятные заклинания Григоряна. Гитарист осознал, что ищет более легкого отношения к жизни – именно такого, какое демонстрировал Вадим Степанцов в своем новом проекте «Бахыт-компот».

Жизненная позиция Армена шла вразрез с новыми настроениями гитариста. И если тот стремился балансировать на краю пропасти, то лидер «Крематория» всегда видел перед собой цель. Дальнейшее сотрудничество оказалось невозможным.

«В молодые годы очень легко было начать и очень легко было все бросить. Но я чувствовал, что моя дорожка идет дальше и не зарубался на каких-то ступенях. Сейчас я понимаю, что, конечно, надо было записать „Зомби“. (Д.Куликов)

За Куликовым потянулся и его ближайший друг. В очередной раз сменив образ жизни, обстановку и инструмент, Куницин присоединился к „Бахыт-компоту“ уже на следующем альбоме.

В составе „Бахыт-компота“ Куликов и Куницин еще раз встретились с „Крематорием“ на одной площадке – в Павлодаре, где вечерами в гостинице хором распевали песни из „бременских музыкантов“.

„Если бы мы осознали с Кунициным, что наша фишка – это повозка, которая идет за черепахой, то никаких проблем бы не было. На самом же деле мы занимались разными вещами. Армен берег свою жизнь, свою территорию, и музыка здесь – момент относительный.

А для меня музыка – это не оборона, а завоевание новых территорий“.

dot.gif?1544520317557

56. Виктор Осипов (1991)

В связи с тем, что Куликов и Куницин скоропостижно покинули нашу историю, „Зомби“ отписал представитель джаз-рокового направления – гитарист Виктор Осипов. В Германии и Чехословакии, где прошла премьера Витиного сольника, он был участником многих джазовых фестивалей. И наконец, вернувшись в родные края, музыкант заскучал и решил для разнообразия поиграть с какой-нибудь командой. После недолгих раздумий и выбора между двумя группами („Крематорий“ и „Лига блюза“), наш герой получил от тогдашнего крематорского директора Ольги Жигаревой демозапись.

„Я два дня хохотал! Это было так весело и необычно. Я ведь занимаюсь серьёзной джазовой музыкой, а эта мне показалась хорошим расслаблением. Я подумал, почему бы нам не поиграть вместе?“.

Он обладал высоким ростом. В глазах – ледяной блеск. Одним словом, Витя немного смахивал на повзрослевшего Кая в плену у Снежной Королевы… В результате, отдельные мелодические моменты и общую канву в аранжировке Куликова Витя оставил. Большей же части он придал джазовое звучание. Крематорская музыка слегка приблизилась к реальности. Тексты, наоборот, довольно далеко от неё ушли. Так что, характерная, но неуловимая раздвоенность песен только усилилась. „Зомби“ стал напоминать самого Осипова – такой же отстранённый и слегка высокомерный, но хорошо сыгранный и крепко стоящий на ногах.

Но концерты давались Осипову с большим трудом. В силу характера он – одиночка, и не признает таких форм, как коллектив или группа. Есть музыка, а кто её делает, для Вити не имело никакого значения. Это и стало одной из причин, по которой он мог нормально работать только в студии. На сцене же постоянно экспериментировал, играл что-то не то, вовсе не играл, поворачивался спиной к залу, гремел своими примочками…

„Нормальный профи со всеми вытекающими последствиями…“ (М.Россовский)

Осипов оказался совершенно не подготовлен и к крематорской публике – тому беспределу, который традиционно творился на концертах. То, что орущая толпа совершенно не слушала музыки, ещё полбеды. Хуже, что за этими криками он сам не мог ничего расслышать. Так что, сотрудничество ограничилось записью диска и несколькими гастролями. Для Виктора это стало своего рода приключением, новым жизненным опытом. Зато „Крематорий“ выпустил в мир отличный, ни на что не похожий джаз-роковый альбом „Зомби“…

Состав живых музыкантов у него минимален… Так, в 1994 г. появился второй сольный проект – „Modern Jazz“, а в 1995 г. – „J. Modern“. Последнее детище Виктора – „Techno-jazz“ и, помимо музыкальных экспериментов, он некоторое время вёл телевизионную программу „Околоджазовое течение“ на московском кабельном телевидении.

dot.gif?1544520317557

57. Альбом „Зомби“ (1991)

„Зомби“ стал первым, явно концептуальным произведением „Крематория“. В отличие от остальных альбомов, это уже вполне осознанная и связная история. Некто путешествует по городу Зомби, попадает в странные дома, ищет и, естественно, находит приключения и слагает соответствующие песни. Приятные ощущения оставляет уже сам список аборигенов: „Зомби“, „Больной“, „Уродина“, „Твари“…

Эстеты могут быть свободны. Насыщенный живописными образами альбом в целом по сюжету напоминает „Вечера на хуторе близ Диканьки“. Одна из самых ярких песен – „Яд“. Однако, появилась она не на LP 1991 г., а на CD 1993-го. Но народной станет только в 1996-м, благодаря альбому „Гигантомания“… Зато быстрой славы добьются „Твари“, где группа ещё раз подтвердила своё пристрастие к нетрадиционным формам рок-н-ролла.

Писались на студии в Сокольниках, а где вышла пластинка – до сих пор остаётся одной из нераскрытых тайн. Хотя, в контексте альбома отсутствие каких-либо упоминаний фирмы-изготовителя вполне понятно, на нём всё же есть намёк на ростовский завод магнитофонных кассет…

Над обложкой „Зомби“ впервые трудился художник Василий Гаврилов. Когда Армен договаривался с Васей, он преследовал две цели – найти художника и, одновременно – архитектора, чтобы обложка, соответственно, получилась архитектурно-художественной. Гаврилов оказался как раз тем, кого искали: по профессии – архитектором, по жизни – художником. Он стилизовал обложку под средневековую гравюру. Единственное, что омрачает его радость – это факт, что оригинал, к сожалению, не сохранился и его нельзя повесить на стенку.

Город Зомби представился Васе гигантским черепом. Однако, народ сквозь череп разглядел на картинке задницу – это к вопросу о приключениях. К странной анатомической конструкции со всех сторон, так или иначе, притулились персонажи: Калигула, змея, твари с дудками и пр. Ну, и, естественно, её венчает дружок наш зомби с претензией на Архангела.

По замыслу Григоряна десять песен и обложка в стиле гравюр Дюрера должны были ассоциироваться со средневековой книгой, конкретно – с “Декамероном” Джованни Боккачо! Эта идея оказалась вполне осязаемой! Приводим ниже отрывок из статьи музыкального обозревателя Игоря Шамарина.

„Галерея образов и персонажей. Апокалипсис и Возрождение. Смерть и Любовь, идущие рука об руку. Духовные искания и плотские наслаждения. Не стану отрицать, что тут действительно есть схожесть с „Декамероном“ — тем более, второй подобной работы в отечественном роке пока нет“.

dot.gif?1544520317557

58. Клофелин в Туапсе (1991)

После выхода „Зомби“ друзья кремации дали множество концертов, чем, подозреваю, невероятно приблизили себя к Царствию Божию. Во всяком случае, Третьяков во время гастрольного тура по югам подошёл к нему вплотную. В гостиницу одного из городов артисты заселялись под вечер и очень шумно.

По окрестностям тут же поползли слухи, что приехал „Крематорий“: все армяне и все пьяные. Чтобы не ударить в грязь лицом и оправдать доверие, после концерта в номере Третьякова и Осипова в честь приезда собралась небольшая компания. А по окончании пьянки народ разошёлся по номерам отсыпаться перед завтрашним выступлением. Было уже очень поздно. За столом оставалось всего трое бойцов – Сергей с Виктором и их новая знакомая. Она предложила ребятам выпить ещё. Но не тут-то было! Осипов не поддался соблазну и вышел, предупредив, что вернётся через 15 минут. Надо было успеть. Третьяков взялся за дело… Когда вернувшийся через четверть часа гитарист увидел своего коллегу в бессознательном состоянии, он не удивился. С кем не бывает! Убедившись, что товарищ в полном ауте спит с новой подружкой, Виктор расслабился и тоже немного выпил. Наутро очнувшийся Осипов обнаружил дикую головную боль и одинокое тело Третьякова – больше в номере ничего не было. Остальное, включая концертные штаны артистов, бесследно исчезло вместе с девицей. Ночная гостья оказалась банальной клофелинщицей! Поскольку герои жили на первом этаже, красавица и её пособник легко вынесли вещи через окно. Непривычный к отвязанной гастрольной жизни, и потому осторожный Витя отделался испугом и вскоре пришёл в себя, а вот Третьяков угодил в реанимацию. Вызвали милиционеров, но они только рассмеялись: „у нас уже тут с утра три отрезанных головы, а вы с этой ерундой…“.

Концерт группа сыграла весьма экзотический. Вместо положенных пяти человек на сцене стояло трое: барабанщик, скрипач и Армен с акустической гитарой. Лидер-гитарист в это время промывал желудок, а басист лежал под капельницей. Позже, выписывая незадачливого Дон Жуана, врач сказал музыкантам: „Ещё одна капля, и вы бы своего товарища повезли отсюда в ящике…“.

Вот такая история случилась по пути в Туапсе. Именно тогда с вещами пропал и уникальный Серёжин паспорт, по которому он был единственным представителем несуществующей национальности „русскай“.

„Обязательно нужен боец, который тормошил бы всех. Всё время телевизор смотреть тоже нельзя, надо немножко похулиганить! И будет что вспомнить…“ (А. Сараев)

„Несмотря на то, что доктора настаивали на дальнейшем стационаре для Третьякова, мы должны были ехать дальше. Он находился буквально на грани – доза клофелина была убойная. Вопрос пришлось решать с главным врачом больницы! После недолгой дискуссии доктор согласился его выписать и велел кормить арбузами и ничем другим! Мы посадили полуголого Сергея в автобус с ножом, ложкой и десятком арбузов. По дороге купили ему и Осипову обуви и одёжки! Постепенно незадачливый Дон Жуан пришёл в себя“.

(Армен Григорян)

dot.gif?1544520317557

59. Перемены в составе (1991)

В „Крематории“ зрели очередные перемены. Осипов после случая в Туапсе задумался о семейных ценностях. Россовский начал собирать чемоданы на историческую родину. Появляется гитарист Андрей Мурашов, и уже вторичный Троегубов – в качестве играющего администратора. История демаршей этого персонажа напоминает старый анекдот: „Трое покойников собираются выпить на том свете. Только разольют, – третий пропадает. Начнут искать другого собутыльника, – тот снова появляется со словами „…выпить не дают, реанимация задёргала!“ Второе пришествие его было недолгим. Вскоре после выхода „Двойного альбома“ было решено от него избавиться окончательно!

Через несколько дней в ДК МЭИ состоялась презентация „Зомби“. Это был последний концерт, сыгранный Виктором Осиповым в составе „Крематория“.

dot.gif?1544520317557

60. Соловецкий Рок-форум (1991)

В июне 1991-го состоялось историческое плавание обновлённого „Крематория“ на ледоколе. Путь держали на Соловки, где проходил некий „рок-форум“. Оля Жигарева, взгрустнув дорогой, закорешилась со старпомом. Как итог нежной дружбы, из компаса исчез весь спирт. Позже выяснилось, его выпил Сергей Чиграков, (он же Чиж) и сразу завоевал крематорский респект! Выпивка, надо сказать, была тогда в дефиците: её выдавали аборигенам строго по карточкам. Когда измученные нарзаном рокеры доплыли до блаженных островов, соловецкий губернатор первым делом получил петицию с просьбой выделить две бутылки спирта. Для кого? В заявке написано туманно – „для групп „Аквариум“ и „Крематорий“. Полученная официальным путём бутыль была немедленно распита на палубе ледокола.

Соловецкий рок-форум заключался не только в серии благотворительных концертов. Монастырю передали несколько икон. К тому же, БГ стал крёстным отцом девятнадцати паломников… Ему-то, кстати, и принадлежала идея фестиваля. На форум съехались: „ Б.Г. Бэнд“, „Трилистник“ во главе с Дюшей Романовым, инструментальное трио „Сезон дождей“ и харьковские „Разные люди“. И, естественно, „Крематорий“, прибывший акустическим составом. Правда, „турист“ Третьяков всё же прихватил с собой бас-гитару. После Соловков Ольга Жигарева покинула пост директора группы и стала продюсером телевизионной программы „Аэротика“. Её обязанности легли на „хрупкие“ плечи Виктора Троегубова. Тем не менее, выступлений не поубавилось. „Крематорий“ за год дал более полусотни концертов, среди них один – на зоне строгого режима, но и кидать группу в начале лихих 90-х стали частенько!

dot.gif?1544520317557

61. Концерт для пацанов! (1992)

Приведём один из таких случаев. После концерта в Тольятти, по прибытию коллектива в отель, некие бритые джентльмены предложили попавшему им под руки парню со скрипочкой сыграть „для своих“. Предложенный гонорар показался Россовскому весомым аргументом для дополнительного концерта, в чём он убедил остальных музыкантов Кт. И после чего состоялся часовой концерт скрипки с оркестром, шампанским и пополнением братвой стоящей на столе вазы крупными купюрами. На утро смотрящий за кассой группы Троегубов утверждал, что вазу к себе в номер забрал Сергей Зиновьев по прозвищу „Сеньор Помидор“ – актёр местного ТЮЗа и организатор гастролей! „Сеньор Помидор“ категорически это отрицал и утверждал обратное, что вазу унёс Троегубов! Проследить судьбу пропавшего сосуда с деньгами так и не удалось! Об инциденте вскоре забыли!

 

62. Андрей Мурашов (1991 – 2000)

Мурашова потянуло к музыке уже в седьмом классе после того, как он услышал записи BEATLES и ROLLING STONES. Увлечение неожиданно оказалось таким сильным, что он, не задумываясь, поступил в вечернюю музыкальную школу.

„Сидя в туалете с гитарой, я вдруг выяснил, насколько богат мир, и мне захотелось жить дальше“.

Родители предотвратили желание ребёнка продолжить образование в музучилище, и он оказался в МИИГА. Правда, музыку наш герой при этом не бросил, „эпизодически пиликая“ для души в студии „Замоскворечье“. После окончания института он стал работать в НИИ „Красная звезда“, параллельно играя в джазовом составе Отдельного образцового военно-морского оркестра. С предприятия, которое занималось ядерной космической энергетикой, в армию не брали. В добавок, у нашего героя к тому времени имелось двое детей. Всё это позволило ему с чистым сердцем проигнорировать священный долг. Вместе с „Крематорием“ он выпустил в свет „Двойной альбом“, „Танго на облаке“, „Текиловые сны“, „Ботанику“ „Микронезию“ с „Гигантоманией“ и „Три источника“. Кстати, Андрей Сараев и Андрей Мурашов когда-то вместе учились в МИИГА. Мало того, все шесть лет они сидели за одной партой. И тот, и другой занимались музыкой, играли в группах… Но никаких совместных проектов не возникало, за исключением, пожалуй, общих пьянок. С окончанием института контакты и вовсе прекратились, и они пять лет ничего друг о друге не знали. Но наступил момент, и один из Андреев появился в „Крематории“, где уже вовсю барабанил другой…

dot.gif?1544520317557

63. „Двойной альбом“ (1993)

В 1993 г. „Крематорий“ отпраздновал десятилетие. В честь этого был записан альбом ремейков – так называемый „Двойной альбом“. В него вошли все крематорские хиты, сыгранные на новом уровне новыми музыкантами группы. Сюда включены всего две свежие композиции: „Проходящие мимо“ – песня, написанная специально для юбилейного издания, и „Адольф“, запланированный в „Танго на облаке“.

„Двойной альбом“ – независимое издание. Его продюсер Михаил Адамов умудрился увековечить там и себя, записав клавиши в „Реанимационной машине“ и „Маленькой девочке“. Работа в студии шла крайне тяжело. Троегубов кашлял и мучался горловыми спазмами. Третьяков нервничал, раз по пять переписывал каждую партию, – с каждым разом всё хуже и хуже. Да и Григорян страдал отсутствием вдохновения. А для Мурашова это был лишь первый этап приобщения к музыке „Крематория“.

С большим трудом запись давалась и Россовскому – как раз в это время у Миши появилось огромное количество проблем. Оставшись с семьёй и маленьким ребенком без жилья, он уже не мог спокойно пребывать „между землёй и небом“. Однажды, во время записи Миша бросил наушники и ушёл из студии. Тогда на помощь пришёл Вадим Саралидзе. Большинство скрипичных партий на „Двойном альбоме“ записал именно он.

Не всё шло гладко и с оформлением „Двойного альбома“. Съёмку артистов назначили на 26 декабря – следующий после католического рождества день. Приехали они с дикого похмелья, так же, впрочем, как и фотограф Борис Нейман. В результате, наивные попытки снять всех одновременно привели к неудаче. Поставить шесть человек так, чтобы ни один из них не моргнул, не икнул или не вздрогнул, оказалось задачей невыполнимой. Пришлось снимать музыкантов по три, – при этом, вероятность сделать приличный снимок увеличивалась в два раза. Кстати, на этих фото они впервые щеголяли в майках с крематорской символикой и печатью „Общества друзей кремации“.

Оформление „Двойного альбома“ задумано и воплощено в виде герба. Задумка принадлежит Григоряну, а претворение в жизнь – Гаврилову. На гербе красуются два странных слона с перепончатыми крыльями и длинными закрученными хвостами, которые, по всей видимости, должны выполнять функцию руля. Взоры этих мутантов обращены к миниатюрной фаллической трубе, расположенной как раз между ними. Похоже, вредные выбросы и явились причиной столь странного облика священных животных. В арке крематория (это то, к чему труба приделана) лежит шляпа Григоряна, под ней – символы всех участников группы. Тут же можно обнаружить геральдический щит с сердечком и рюмкой. Задняя сторона обложки выглядит проще. Здесь в несколько рядов расположены 24 ниши с пламенем разной величины – нечто среднее между колумбарием и крематорием. Каждая ниша имеет отношение к одной из песен альбома, причём, самое маленькое пламя пылает над „Маленькой девочкой“. Художник уверяет, что это мистическое совпадение…

Пластинку сопровождал двусторонний вкладыш следующего содержания: „Огромное спасибо: России – за „Америку“, Армении – за „Эльзу“, немецкому бюргерству – за „Клубнику со льдом“ и сосиски с капустой, япошкам – за „Ямаху“, Джиму Моррисону – за песню Love Street, еврейскому народу – за Мишку Россовского, Востоку – за „Hare Rama“. Великому рок-н-ролльному народу – „неграм“ – за всё остальное! Кондратию – за ночную водку и утреннее пиво! Алкоголикам, способным летать, – за „Космос“. Женщинам – за любовь. Лео Фендеру – отдельное спасибо от гитариста. Спасибо капитану „Стрёмного корабля“ за то, что он нас ещё ждёт! Спасибо Эдисону – за граммофон и лампочку. Ленину – за электрификацию всей страны. Спасибо Rolling Stones, Дженис Джоплин, T.Rex и Doors. Джимми Хендриксу и Deep Purple, Led Zeppelin и Beatles, Creedence, Slade, Тому Вейтсу, Queen, Black Sabbath (старому с Оззиком) и Оззи Осборну (современному, без Black Sabbath). Спасибо Вольфгангу Амадеевичу Моцарту и Иогану Себастьянычу Баху! Спасибо „Оловянным солдатикам“, „Високосному лету“ (Рите Пушкиной – персонально), „Машине времени“, Градскому, Юрию Морозову, Майку и „Зоопарку“, Б.Г. и „ДДТ“, „Кино“, „Урфин Джюсу“, „Воскресенью“, „Алисе“ – всем, кого мы слушали и с кем пили! Спасибо Минздраву – за то, что „он“ предупреждает. Спасибо собакам – за верность, а кошкам – за независимость. Special thanks Леониду Ильичу Брежневу – за безмятежное пионерское детство и ежедневное пиво с креветками! Спасибо длинноволосым Братьям и Сёстрам – за Веру и Любовь! Спасибо Кириллу и Мефодию – за письменность. Огромное спасибо Эдгару По, Валерию Брюсову, Кафке, Ильфу и Петрову, Гашеку, Булгакову, Маркизу де Саду, Хемингуэю и Воннегуту, Саше Черному. Спасибо Салману Рушди – за смелость! Спасибо Фрейду, Юнгу, Франклу и папе с мамой! Жёнам и детям – за терпение. Родным, друзьям и близким – за помощь и понимание. Максимальная благодарность всем тем, кто не оказал никакого влияния на наше творчество! Спасибо всем, кто нас любит и кому небезразлично то, что мы делаем. Спасибо всем, кого мы забыли поблагодарить! А также – всем Живым и Мёртвым, разбросанным в пространстве и ставшим пеплом! Спасибо прошлому – за Жизнь, а будущему – за Смерть! Крематории всех стран – объединяйтесь! Пей до дна! Аминь!“.

„Двойной альбом“ вышел невероятным даже для того времени тиражом – 100 000 экземпляров. Но виниловые пластинки уже становились историей, и половине потенциальных покупателей оставалось крутить их только на пальцах. В 1995 г. фирма „Apex“ выпустила „Двойной альбом“ и на компакт-диске. Парадокс в том, что оба LP поместились на один CD, а название так и осталось „двойным“, дезинформируя неискушённых покупателей.

dot.gif?1544520317557

Часть 7 Оглавление Часть 9



 

Слушайте в @AppleMusic: Крематорий
 

CREM RECORDS