Aerojam

 
 

Летопись (часть 7)

47. Ольга Жигарева (1988 – 1991)

Первая женщина-директор (со всеми вытекающими отсюда последствиями) Ольга Жигарева долгое время занималась делами рок-лаборатории. Оттуда, собственно, и возникла.

Оля оказалась весьма коммуникабельной барышней, знала добрую половину московских тусовщиков, поэтому очень неплохо справлялась со своими обязанностями. Она довольно часто возила группу на различные фестивали, в том числе и на Соловецкий Рок-форум.

Кроме того Ольга оказалась грамотным бухгалтером: именно благодаря ей «Крематорий» впервые узнал, что такое отчетность.


48. Григорянов становится много (1988)

Они были очаровательными подругами, все эти Эльзы и Тани, но ни одну из них невозможно было представить себе в роли жены и матери. И в 1988 году Григорян женится на Ирине Халютиной, жившей по соседству с Хабибулиным.

Ира не пила и не курила, решительно отличаясь этим от всего окружения музыкантов. Кроме того, она была дочерью советника посольства в Перу.

В 1990 г. в семействе Григорянов появился наследник. Мальчика, который, кстати, родился в один день с Гитлером, решили не баловать разнообразием и назвали Григор. А в 1991 г. на свет появился второй ребенок – девочка, в честь прабабушки получившая имя Елизавета.

«Дети слушали музыку с самого начала.

Жена любила Хулио Иглесиаса и некоторые латинские группы, а я старался ставить им мягкий rock-n-roll. Поэтому они слушали BEATLES, CREADENS, иногда я им ставил Сантану. Ну, и „Крематорий“ тоже. Под „Безобразную Эльзу“, например, они классно ходили на горшок!»

Крематорский эпос перешел в новую стадию. Если до того практически все песни имели реального прототипа (причем, автор не всегда утруждал себя заменой имен), то теперь легенды творятся прямо из воздуха.

Дело в том, что у Григоряна с возрастом пропало желание (да и возможность – человек семейный!) проводить время в пьянках с людьми, «которые по мере пития превращаются в не очень умных, но веселых»…

Однако в 1995 году Армен разводится с женой. Но поскольку «квартирный вопрос» детей дипломатов не затронул, все прошло довольно интеллигентно. Посуду не били, телевизор не пилили…

Все страсти-мордасти закончились благополучно: на смену развалившейся ячейке общества появилось две новые. Армен женился на любимой Дарье, Ира вышла замуж за банкира Сашу.

Совсем недавно у нашего героя появился третий ребенок – Анна-Екатерина, и старое прозвище «папа-шляпа» заменили на более актуальное – «отец-героин».


49. Александр Куницин (1988 – 1991)

Александр Куницин – саксофонист, успевший засветиться на «Коме», «Живых и мертвых», «Клубнике со льдом» и «Зомби».

Внешне он напоминал персонаж из романа Джека Лондона. И не только безвременностью прикида, но и мужественным взглядом, и отрастающей время от времени шкиперской бородкой. Правда, вместо полагающейся человеку такой наружности трубки в рот, как правило, была вставлена трость саксофона…

«Он очень много нам давал в теоретическом плане. Общались мы ежедневно: сидели у него в гостях, пили портвейн-пиво-вино, беседовали о музыке, подбирали партии… Для меня это время какое-то волшебное: в нас все бурлило». (А.Сараев)

До «Крематория» Куницин работал грузчиком. Ребята до сих пор смеются, когда вспоминают, как приходили высокопрофессиональные, даже виртуозные саксофонисты, и безуспешно пытались играть сложнейшие партии. А Куницин мог взять одну ноту, но так, что она шла в кайф.

Некоторое время, пока группа страдала из-за отсутствия басиста, он играл и на басу, осваивая сей инструмент в самолете по пути на гастроли. Но при этом Саша оставался человеком необязательным и, как говорится, «не от мира сего»…

«Сей мир» с годами так и не стал ему ближе. Куницин до сих пор с удивительной легкостью перескакивает с одного инструмента на другой. Предыдущие увлечения вылетают, как правило, в окно. Таким образом он постоянно экспериментирует с жизнью, каждый раз начиная все сначала. В результате наш герой стал многостаночником – играет на всех доступных нормальному человеку инструментах.

«Последнее время мне начинает казаться, что он просто сумасшедший. Но если сдвинуть эту определенность и расслабиться, тогда он – большой путешественник… Он всегда мне импонировал своей раскованностью в музыке и тем, что легко мог сбросить весь накопленный на этот момент багаж. Получить что-то и расстаться, начав все сначала. У него, по-моему, до сих пор эта страсть к путешествиям – все время ищет новые ощущения. Хотя иногда мне кажется, что он сумасшедший». (Д.Куликов).


50. Дмитрий Куликов (1988 – 1991)

Освоившись в «Крематории», Куницин привел туда и своего друга, Дмитрия Куликова, который тоже довольно быстро нашел общий язык с коллегами. Но поначалу Дима не воспринял должным образом музыкальный материал. Слишком уж непривычным он казался… Только после многочисленных репетиций и концертов, – не с помощью демонстрационной записи, а на непосредственном контакте с группой, – Куликов почувствовал мистику григоряновских песен.

У нового гитариста оказалась довольно любопытная судьба, ведь практически все, с кем он работал, сейчас весьма раскручены и популярны. Все, кроме самого Димы. Глядя ему в глаза, трудно сказать, что этот человек приносит удачу. Но, похоже, так оно и есть.

На момент встречи с нашими героями он не имел большого музыкального опыта. Димина карьера началась с театра «Арлекин». После этого он играл в «Тихом часе» вместе с Робертом Ленцем. И, кстати, именно тогда судьба впервые свела его на одной площадке со своими будущими партнерами… Вместе с ними он запишет «Клубнику со льдом», «Живые и мертвые», подготовит аранжировки для «Зомби».

«Зомби» Куликов так и не записал, предоставив Армену самому разбираться в сложившейся ситуации. Гитарист подался в «Бахыт-компот», но и там почему-то долго не задержался. В дальнейшем он работал с группой «Комитет охраны тепла», сейчас новый проект – «Экстра».


51. Гастроли. Воронежский фестиваль (1988)

Первое серьезное гастрольное предложение поступило из Воронежа. С тех пор этот город стал талисманом для группы. Все крупные гастроли «Крематорий» начинает с Воронежа. Кроме того, это родина любимого Григоряном писателя Андрея Платонова и Славы Бухарова – нынешнего скрипача группы…

Там-то герои нашего романа и выяснили, что нормальные люди живут не только на «Речном». Что столичная музыка не является чем-то уникальным и понятным лишь жителям передовых рок-мегаполисов. Что в провинции тоже есть люди, у которых сердечко бьется в ритме рок-н-ролла. Возможно, поэтому ничем, казалось бы, не примечательный город по сей день остается идеальным воплощением провинциальной душевности.

Все происходило как в кино. Двое провожающих не разобрались в общей суете и уехали вместе с «Крематорием»… Ночь прошла как одно мгновение, а наутро за окном уже сиял улыбками гостеприимный город.

На вокзале наших героев встретили, организовали им культурный отдых, а к шести часам вечера вынесли их на сцену, поставили на ноги и дали в руки гитары… После концерта тусовка из ДК перебралась в крохотную квартирку, где жили музыканты, и там продолжилась акустическим концертом и всеобщим братанием.

«Рынок. Грузины. Ресторан. Набитый зал и море алкоголя… Загруз в электричку хорошо помню – как Третьякова несли. Позже я понял, что так мы и будем его носить. После поездки появились заметные по тем временам деньги!» (Д.Куликов)

По возвращению в Москву, немного отдохнув, ребята двинули в Калининград.

Там они познакомились с группой «Комитет охраны тепла» и дали несколько весьма странных концертов.

В этом городе существовала программа «Спарринг», в которой были представлены совершенно разные жанры. Концерт, о котором идет речь, проходил в рамках этой программы.

В начале вечера выступил православный священник, потом девушка сыграла на арфе, затем уфолог, группа каратистов, стриптиз… А уж после этого, в продолжение стриптиза на сцену вывалились наши герои.


52. Питерский фестиваль (1989)

На конкурсе журнала «Аврора», который организовал Александр Житинский, «Кому» признали одним из лучших магнитоальбомов 88-го года, и группу пригласили в Питер на фестиваль победителей. А фестиваль был событием! По задумке он должен был представлять собой нечто вроде отечественного Woodstock`а…

Что происходило на острове первые три дня, наши герои так и не узнали, поскольку в буфете гостиницы продавали пиво. На четвертый день, после звонка возмущенной супруги Житинского, группа все-таки решилась явить себя народу. И, закупив по пути несколько бутылок портвейна, победители отправились за наградами.

…Тысячи ног топтали траву Елагина острова, тысячи рук сдвигали в едином порыве стаканы, десятки глоток посылали миру свои бессмертные приветы. Светило солнце, в местной реке плавали слегка оглушенные утки, – идиллическое полотно расцвета рок-н-ролльной юности… Однако наши герои умудрились не только уничтожить прихваченный с собой портвешок, но и выступили все-таки на фестивальной сцене.

Именно тогда «Крематорий» впервые ощутил на себе душевность питерской публики, и Андрей Тропилло предложил группе выпустить первую в ее жизни виниловую пластинку. Выход пластинки был в те времена событием, не уступающем в пафосе премии Ленинского комсомола, а признание в Питере для московской рок-группы казалось чем-то просто невероятным! Питерцы до сих пор довольно косо смотрят на москвичей. У них, слава богу, хватает своих героев!.. Тем нее менее, прорыв был сделан.


53. Сборник «Живые и мертвые» (1989)

На горизонте опять возник Джон Хомяков. Плюс Куликов, Куницин, Григорян, Россовский, Сараев и Третьяков. Эти музыканты и создали «Живые и мертвые» – пластинку, обещанную Тропилло. Она включала самые интересные и любимые композиции из других альбомов, поэтому сразу же побила все предыдущие рекорды популярности.

Главным достижением обложки стала фотография на лицевой стороне, которая отправляла специалистов в историю мировой рок-музыки – аналогичный сюжет присутствовал на диске T.REX «Slider». Оформил альбом художник Сергей Павлов, Продюсером же LP стал Андрей Тропилло.

Презентовали «Ж&М» одновременно со следующим альбомом – «Клубника со льдом».


54. Альбом «Клубника со льдом» (1989)

В 1989 г. выходит новый альбом – «Клубника со льдом». Он имеет весьма своеобразный привкус благодаря новым музыкантам. Несмотря на то, что тандем Куликов-Куницин уже успел поучаствовать в записи «Ж&М», ребята только здесь почувствовали музыку в полный рост, здорово поработали над аранжировками и создали еще одну грань в многогранном крематорском эпосе.

Тем не менее, вместо запланированных шестнадцати песен из-за нехватки денег и времени записали всего девять. Так альбом и остался недоделанным. Однако по музыке он, на мой взгляд, находится на более высоком уровне, чем предыдущие опыты. Кроме того, «Клубника со льдом или Любовь до гроба» (полное название альбома) целиком посвящен любви, что тоже приятно.

В рамках традиционных интернациональных мотивов здесь появляется немецкий вальсок – это заглавная вещь «Клубника со льдом». Она довольно быстро стала хитом, не уступающим ранним песням Григоряна.

«Последний шанс» записан в более спокойном и расслабленном варианте, чем исполняется на концертах – видимо, с годами шансов становится все меньше и нервозность по этому поводу усиливается. Интересно, что именно здесь легко обнаружить необычные для «Крематория» песни – например, «Фригия» и «Мир, полный любви».

Обложка новой пластинки представляла собой сцену неравного брака и на заднем плане можно лицезреть брачующуюся пару. Невеста с иконописным ликом, разумеется, красавица… Жених, естественно, – старый урод. Картину, оригинал которой, кстати, висит в Третьяковке, создатели оформления произвольно дополнили фигурой в белом халате. Видимо, по мнению художника Захарова, это санитар.

Презентация нового альбома прошла одновременно с представлением «Живых и мертвых». К тому времени «Крематорий» совместно с Маргаритой Пушкиной (так называемый «Сrematorium press») успели выпустить книжку «Люси в облаках с бриллиантами» (стихи душевнобольных поэтов). Так что, презентация вышла тройная…


Часть 6 Оглавление Часть 8



 

Слушайте в @AppleMusic: Крематорий
 

CREM RECORDS