Aerojam

 
 

Летопись (часть 7)

47. Ольга Жигарева (1988 – 1991)

Первая женщина-директор (со всеми вытекающими отсюда последствиями) Ольга Жигарева долгое время занималась делами рок-лаборатории. Оттуда, собственно, она и возникла. Барышня оказалась весьма коммуникабельной, знала добрую половину московских тусовщиков, поэтому весьма неплохо справлялась со своими обязанностями. Она довольно часто возила группу на различные фестивали и сборные солянки. Кроме того, Ольга оказалась грамотным бухгалтером: именно благодаря ей «Крематорий» впервые узнал, что такое финансовая отчётность. 

dot.gif?1546934506011

48. Явление «отца-героина» (1988)

Они были очаровательными подругами, все эти Эльзы и Тани, но ни одну из них невозможно было представить себе в роли жены и матери. И в 1988 году Григорян женится на Ирине Халютиной, жившей по соседству с Хабибулиным. Ира не пила и не курила, решительно отличаясь этим от всего окружения музыкантов. Она была интеллигентной девушкой, дочерью дипломата, специалиста по странам Латинской Америки.

В 1990 г. в семействе Григорянов появился наследник. Мальчика, который, кстати, родился в один день с Гитлером, решили не баловать разнообразием и назвали Григор. А в 1991 г. на свет появился второй ребенок – девочка, в честь прабабушки получившая имя Елизавета.

«Дети слушали музыку с самого начала. Жена любила Хулио Иглесиаса и Gipsy Kings, а я старался ставить им мягкий rock-n-roll. Поэтому они слушали BEATLES, CREADENS, Саймона и Гарфункеля, Сантану. Ну, и выборочно песни „Крематория“. „Безобразную Эльзу“ – чаще других, поскольку она безотказно помогала хождению малышей на горшок!»

(А. Григорян)

Крематорский эпос перешёл в новую стадию. Если до того герой практически каждый песни имел реального прототипа (причём, автор не всегда утруждал себя заменой имён), то теперь легенды творились прямо из воздуха. Дело в том, что у Григоряна с возрастом пропало желание (да и возможность – человек семейный!) проводить свободное время на тусовках. По мнению многих, после путешествия в Перу, отношение к жизни у Григоряна резко изменилось. Круг общения был слишком широк, чтобы продолжать тратить время на бесконечные попойки! Забегая вперёд скажем, что жизненные изменения и, довольно нерадостные, коснулись и личной жизни. Мама Армена, красавица Аида, умерла от быстрой онкологи накануне 1992 года, а в 1995 из жизни ушёл папа, Сергей Аристакесович. В 1995 году Армен развёлся с Ирой. Поскольку «квартирный вопрос» детей дипломатов не затронул, всё прошло довольно цивилизованно. Посуду не били, телевизор не пилили… Все страсти-мордасти закончились благополучно: на смену развалившейся ячейке общества появилось две новые. Армен женился на Дарье, а бывшая жена вышла замуж за банкира. В 1998 у нашего героя появился третий ребенок – Анна-Екатерина, и старое прозвище «папа-шляпа» заменили на более актуальное – «отец-героин».

dot.gif?1546934506011

49. Александр Куницин (1988 – 1991)

Александр Куницин – саксофонист, успевший засветиться на «Коме», «Живых и мёртвых», «Клубнике со льдом» и «Зомби», внешне напоминал персонажа из романа Джека Лондона. И не только безвременностью прикида, но и мужественным взглядом, и отрастающей время от времени шкиперской бородкой. Правда, вместо полагающейся человеку такой наружности трубки, в рот, как правило, была вставлена трость саксофона…

«Он очень много нам давал в теоретическом плане. Общались мы ежедневно: сидели у него в гостях, пили портвейн-пиво-вино, беседовали о музыке, подбирали партии… Для меня это время какое-то волшебное: в нас всё бурлило».

(А. Сараев)

До «Крематория» сын высокопоставленного работника торгпредства во Франции – Александр Куницын – работал грузчиком. Ребята до сих пор смеются, когда вспоминают, как приходили профессиональные саксофонисты и безуспешно пытались повторить Сашкины партии. Куницын умел импровизировать и делал это легко и непринуждённо. В короткое время, когда группа страдала из-за отсутствия басиста, он играл и на басу, осваивая сей инструмент в самолёте, по пути на свои первые гастроли в Свердловск!

Но при этом, Саша оставался человеком необязательным и, как говорится, «не от мира сего» … «Сей мир» с годами так и не стал ему ближе. Куницын с удивительной лёгкостью перескакивал с одного инструмента на другой. Предыдущие увлечения вылетают в буквальном смысле в окно. Последним был зафиксирован полёт контрабаса в сопровождении звона битого стекла! Александр экспериментировал с жизненными обстоятельствами, каждый раз начиная всё сначала. Наш герой стал ярким многостаночником – играл на всех доступных человеку инструментах.

«Последнее время мне начинает казаться, что он просто сумасшедший. Но если сдвинуть эту определённость и расслабиться, тогда он – большой путешественник… Он всегда мне импонировал своей раскованностью в музыке и тем, что легко мог сбросить весь накопленный на этот момент багаж. Получить что-то и расстаться, начав всё сначала. У него, по-моему, до сих пор эта страсть к путешествиям – всё время ищет новые ощущения. Хотя иногда мне кажется, что он всё же сумасшедший».

(Д. Куликов).

dot.gif?1546934506011

50. Дмитрий Куликов (1988 – 1991)

Освоившись в «Крематории», Куницын привёл туда друга, Дмитрия Куликова, который тоже довольно быстро нашёл общий язык с коллегами. Но поначалу музыкальный материал показался ему слишком непривычным. Только после многочисленных репетиций и концертов, – не с помощью демонстрационной записи, а при непосредственном контакте с группой, – Куликов почувствовал мистику григоряновских песен.

У нового гитариста оказалась довольно любопытная судьба, ведь практически все, с кем он работал, сейчас весьма раскручены и популярны. Все, кроме самого Димы. Глядя ему в глаза, трудно сказать, что этот человек приносит удачу. Но, похоже, так оно и есть. На момент встречи с нашими героями он не имел большого музыкального опыта. Димина карьера началась с театра «Арлекин». После этого он играл в «Тихом часе» вместе с Робертом Ленцем. И, кстати, именно тогда судьба впервые свела его на одной площадке с будущими партнёрами… Вместе с ними он мастерски запишет гитарные партии на альбомах «Клубника со льдом» и «Живые и мёртвые», подготовит аранжировки для «Зомби», но так его и не запишет, предоставив Армену самому разбираться в сложившейся ситуации. Гитарист вдруг подался в «Бахыт-компот», но и там почему-то надолго не задержался. После этого он работал с группой «Комитет охраны тепла», потом в ещё одном проекте – «Экстра», а далее следы этого интереснейшего музыканта затерялись окончательно.

«Отличный был гитарист со своим почерком и подачей, это и повлияло на особое звучание «Клубники со льдом».

(А. Григорян)

dot.gif?1546934506011

51. Психоделика в Воронеже и Кёнике (1988)

Первое серьёзное гастрольное предложение поступило именно из Воронежа, где годами раньше «Крематорий» выступил на фестивале! С тех пор этот город стал талисманом для группы и все крупные гастроли «Крематорий» старался начинать с Воронежа!

Кроме того, это родина любимого Григоряном писателя Андрея Платонова и Славы Бухарова – легендарного и самого долгоиграющего скрипача группы…

Там-то герои нашего романа и выяснили, что нормальные люди живут не только на «Речном», что столичная музыка не является чем-то уникальным и понятным лишь жителям передовых рок-мегаполисов, что в провинции полно талантов, у которых сердечко бьётся в ритме рок-н-ролла.

Всё происходило как в кино. На вокзале музыкантов встретили, организовали им культурный отдых, а к шести часам вечера их вынесли на сцену, поставили на ноги и дали в руки гитары… После концерта тусовка перебралась в крохотную квартирку, где жили музыканты в последствии известной группы «Сектор газа», и там продолжилась акустическим концертом и всеобщим братанием.

«Рынок. Грузины. Ресторан. Набитый зал и море алкоголя… Загруз в вагон помню хорошо – как Третьякова несли. Позже я понял, что так мы и будем его носить. После поездки появились заметные по тем временам деньги!»

(Д. Куликов)

По возвращению в Москву, немного отдохнув, ребята двинули в Калининград. Там они познакомились с группой «Комитет охраны тепла» во главе с «Олди» (Сергей Белоусов) и дали несколько весьма странных концертов. В этом городе существовала развлекательно-познавательная программа «Спарринг», в которой были представлены совершенно разные жанры. Выступление, о котором идёт речь, проходило в рамках этой затеи. В начале вечера православный священник, потом девушка на арфе, затем группа каратистов, критик Троицкий, уфолог, «Крематорий» и в финале – невиданный в те годы стриптиз в исполнении прогрессивной местной дамочки!

dot.gif?1546934506011

52. Питерский фестиваль на острове (1989)

После оглашения результатов конкурса на лучший магнитоальбом, организованный журналом «Аврора», группу, как одного из лауреатов, пригласили в Питер на фестиваль победителей. По задумке он должен был представлять собой нечто вроде отечественного Woodstock`а… Что происходило на Елагином острове первые три дня, наши герои так и не узнали, поскольку в буфете гостиницы «Россия» продавали пиво, раков и портвейн. На четвертый день после звонка возмущённой Елены Житинской, супруги главного члена жюри – писателя Александра Житинского, – группа всё-таки решилась явить себя народу и отправилась за наградами.

Тысячи ног топтали траву Елагина острова, тысячи рук сдвигали в едином порыве стаканы, десятки глоток посылали миру свои бессмертные приветы. Светило солнце и лил дождь, в местной реке плавали слегка оглушённые утки, – идиллическое полотно расцвета рок-н-ролльной юности. Однако наши герои умудрились выступить на фестивальной сцене шумно и даже оглушительно!

Именно тогда «Крематорий» впервые ощутил на себе душевность питерской публики, а Андрей Тропилло предложил группе выпустить первую в её жизни виниловую пластинку. Выход пластинки был в те времена событием, не уступающем в пафосе премии Ленинского комсомола, а признание в Питере для московской рок-группы казалось чем-то просто невероятным! Питерцы до сих пор довольно косо смотрят на москвичей. У них, слава богу, хватает своих героев!.. Тем нее менее, прорыв был сделан и «Крематорий» до сих пор слывёт самой питерской московской группой!

dot.gif?1546934506011

53. Сборник «Живые и мёртвые» (1989)

Куликов, Куницин, Сараев Третьяков, Россовский и Григорян перезаписали хиты и выпустили один из самых лучших своих альбомов «Живые и мёртвые»! В пластинку вошли собранные вместе самые интересные и любимые композиции Армена из других альбомов в прекрасном аранжементе и лёгком исполнении! Этот, ныне культовый винил, сразу же побил все предыдущие рекорды популярности. Главным достижением стала фотография на лицевой стороне обложки, которая отправляла специалистов в историю мировой рок-музыки – аналогичный сюжет присутствовал на диске T.REX «Slider».

Оформил альбом художник Сергей Павлов. Продюсером же LP стал легендарный Андрей Тропилло. Вообще в истории группы это не единственный случай помощи с берегов Невы, и Питер в дальнейшем сделает для «Крематория» гораздо больше, чем родная Москва! Парадокс, но факт! 

dot.gif?1546934506011

54. Альбом «Клубника со льдом или любовь до гроба» (1989)

Эта работа вышла вслед за «Живыми и мёртвыми» на волне эйфории и имеет весьма своеобразный привкус. Пожалуй, это единственная пластинка в дискографии КТ, которую по жанру можно смело отнести к арт-року! Несмотря на то, что тандем Куликов-Куницын уже весьма успешно зарекомендовал себя в записи «Ж&М», ребята только здесь поиграли со звуком в полный рост! Группа здорово поработала и над аранжировками абсолютно свежих и довольно навороченных композиций Армена, сумев создать ещё одну грань в дискографии «Крематория». Вместо запланированных 16 песен, из-за нехватки денег и времени, парни успели записать всего 9. Так альбом и остался недоделанным.

Однако по музыке, в сравнении с предыдущими и последующими работами, он находится на особом и неповторимом уровне. Кроме того, «Клубника со льдом или Любовь до гроба» (полное название альбома) целиком посвящён любви, что тоже эксклюзивно.

В рамках традиционных интернациональных мотивов здесь появляется немецкий вальсок – заглавная вещь «Клубника со льдом». Эта самая простая и доходчивая песня довольно быстро стала хитом, впрочем, как и «Последний шанс»! На записи она звучит в более спокойном и расслабленном варианте, чем на концертах. Видимо, с годами шансов становится всё меньше и нервозность по этому поводу усиливается.

Интересно, что ударные и совершенно необычные для «Крематория» композиции – «Фригия», «Хардрокер», «Женщины города Роз», «Мир, полный любви» – почему-то игрались на концертах крайне редко. Обложка новой пластинки – сцена неравного брака и на заднем плане можно лицезреть брачующуюся пару. Невеста с иконописным ликом, разумеется, красавица. Жених, естественно, – старый урод. Картину, оригинал которой висит в Третьяковке, создатели оформления произвольно дополнили фигурой в белом халате. По их замыслу – это санитар психушки.

Презентация «Клубники» прошла одновременно с «Живыми и мёртвыми» и стала одной из самых продолжительных! Концерт длился почти 3 часа (!). К тому времени у группы появилось и собственное печатное издание, так называемый «Сrematorium press», и совместно с Маргаритой Пушкиной компания выпустила несколько брошюр, в том числе и сборник «Люси в облаках с бриллиантами» (стихи душевнобольных поэтов). Так что, презентация вышла тройная…

dot.gif?1546934506011

Часть 6 Оглавление Часть 8



 

Слушайте в @AppleMusic: Крематорий
 

CREM RECORDS